17.12.2025

Развитие сенсорных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра

     Развитие сенсорных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) дошкольного возраста направлено на обогащение чувственного опыта, формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве и др.). Это важно, так как у детей с РАС сенсорный опыт спонтанно не формируется, и нарушения обработки сенсорной информации могут затрагивать все системы: визуальную, аудиальную, обонятельную, вестибулярную, проприоцептивную. 

Цели:

·  Смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта.

· Обогащение чувственного опыта через постепенное расширение спектра воспринимаемых сенсорных стимулов.

·  Создание условий для овладения сенсорными эталонами (форма, цвет, величина).

·  Развитие познавательных процессов — восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.

 

Некоторые методы развития сенсорных способностей у детей с РАС дошкольного возраста:

·  Сенсорные игры. Дают ребёнку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, обонятельные, вкусовые. Например:

o  игры с песком и водой, когда ребёнок может пересыпать и переливать из одной ёмкости в другую; 

o  движущиеся игрушки; 

o  игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки. 

·  Отработка сенсорных эталонов. Ребёнок учится распознавать сенсорные эталоны, а затем находить их в реальных вещах (например, в картинке дома отыскать круглые и прямоугольные части, различные цвета). 

·  Использование специальных методов сенсорной интеграции. Например, для проприорецептивной интеграции (ощущение тела) и экстерорецептивной интеграции (восприятие информации из внешнего окружения с помощью зрения, слуха, вкуса, обоняния, тактильных ощущений). 

Важно: задания давать дозировано, не предъявлять сразу много предметов. Слишком длительное и интенсивное воздействие на органы чувств, особенно у детей с повышенной чувствительностью к сенсорным стимулам, может привести к сенсорной перегрузке. 

Для развития сенсорных способностей у детей с РАС дошкольного возраста используется предметно-развивающая среда. Некоторые элементы среды: 

·  Визуальные стимулы — картинки, надписи, пиктограммы, серии картин. 

·  Развивающий и игровой материал для свободной игры: кубики, мячи, конструкторы, куклы, сортеры, машинки, дидактические игры по лексическим темам. 

·  Сенсорная комната — искусственно созданное окружение, где ребёнок самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует среду, наполненную разнообразными стимулами.

·  Тактильное оборудование — тактильный ящик, массажные коврики, массажные мячики, тактильные мешочки для развития тактильной чувствительности, снятия мышечного напряжения. 

 Родителям важно понимать, что необходим осознанный подход к стимулированию органов чувств у ребёнка с РАС. Рекомендуем: 

·  Минимизировать воздействие на ребенка неприятных сенсорных раздражителей — например, яркий свет лампы, запах дезодоранта, громкий голос.

  • Обеспечивать возможность получать приятные ощущения — это помогает ребёнку успокоиться.
  • Использовать сенсорные игры для установления взаимопонимания с ребёнком.

Развитие сенсорных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра

       Развитие сенсорных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) дошкольного возраста направлено на обогащение ч...