Развитие сенсорных способностей у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) дошкольного возраста направлено на обогащение чувственного опыта, формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве и др.). Это важно, так как у детей с РАС сенсорный опыт спонтанно не формируется, и нарушения обработки сенсорной информации могут затрагивать все системы: визуальную, аудиальную, обонятельную, вестибулярную, проприоцептивную.
Цели:
· Смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта.
· Обогащение чувственного опыта через постепенное расширение спектра
воспринимаемых сенсорных стимулов.
· Создание условий для овладения сенсорными эталонами (форма, цвет,
величина).
· Развитие познавательных процессов — восприятия, памяти, внимания,
мышления, воображения, пространственных представлений.
Некоторые методы
развития сенсорных способностей у детей с РАС дошкольного возраста:
·
Сенсорные игры. Дают ребёнку новые
чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, двигательные,
обонятельные, вкусовые. Например:
o игры с песком и водой, когда ребёнок может пересыпать и переливать из одной
ёмкости в другую;
o движущиеся игрушки;
o игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки,
матрешки.
·
Отработка сенсорных эталонов. Ребёнок
учится распознавать сенсорные эталоны, а затем находить их в реальных вещах
(например, в картинке дома отыскать круглые и прямоугольные части, различные
цвета).
·
Использование специальных методов
сенсорной интеграции. Например, для проприорецептивной интеграции (ощущение
тела) и экстерорецептивной интеграции (восприятие информации из внешнего
окружения с помощью зрения, слуха, вкуса, обоняния, тактильных ощущений).
Важно: задания давать дозировано, не предъявлять сразу много предметов.
Слишком длительное и интенсивное воздействие на органы чувств, особенно у детей
с повышенной чувствительностью к сенсорным стимулам, может привести к сенсорной
перегрузке.
Для развития сенсорных
способностей у детей с РАС дошкольного возраста используется предметно-развивающая
среда. Некоторые элементы среды:
·
Визуальные стимулы — картинки,
надписи, пиктограммы, серии картин.
·
Развивающий и игровой материал для
свободной игры: кубики, мячи, конструкторы, куклы, сортеры, машинки,
дидактические игры по лексическим темам.
·
Сенсорная комната — искусственно
созданное окружение, где ребёнок самостоятельно или при ненавязчивом
сопровождении специалиста исследует среду, наполненную разнообразными стимулами.
· Тактильное оборудование — тактильный ящик, массажные коврики,
массажные мячики, тактильные мешочки для развития тактильной чувствительности,
снятия мышечного напряжения.
· Минимизировать воздействие на ребенка неприятных сенсорных раздражителей —
например, яркий свет лампы, запах дезодоранта, громкий голос.
- Обеспечивать возможность получать приятные
ощущения — это помогает ребёнку успокоиться.
- Использовать сенсорные игры для установления взаимопонимания с ребёнком.