Воспитание
опрятности является одним из самых важных пунктов в подготовке
детей дошкольного возраста к самостоятельной жизни. Опрятный человек всегда
добивается больших высот, он качественнее справляется с порученными ему
обязанностями, чем человек, не обладающий таким качеством.
Быть
опрятным, значит быть аккуратным, чистоплотным, тщательно прибранным, соблюдать
во всем чистоту и порядок. Это значит следить за своим внешним видом, выполнять
необходимые гигиенические процедуры, быть организованным и дисциплинированным.
Именно эти качества, мы стараемся воспитать в детях, посредством различных
методов и форм воспитания в рамках проекта "Я могу!".
Для того
чтобы у детей возникли мотивы для приобретения качества опрятности, добавили в
библиотеку соответствующую литературу: А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский
«Мойдодыр», «Федорино горе». Читая детям данные произведения, развиваем у детей
желание всегда иметь аккуратный внешний вид; обучаем детей быть опрятными с
раннего возраста.
Для
воспитания чистоплотности и аккуратности учим ребят сервировать стол,
заправлять кровать. А также знать, что перед тем, как приступить к сервировке
стола, необходимо тщательно вымыть руки с мылом, привести себя в порядок,
причесаться. Также дети дежурят по занятиям: готовят и убирают свои
принадлежности в пенал и другой необходимый для занятия материал. Убирают
игрушки на место, учатся содержать в порядке свои шкафчики. Конечно,
нашим ребятам пока еще требуется напоминание взрослого, Все виды дежурства
требуют от детей быть дисциплинированными, трудолюбивыми и чистоплотными.
В
процессе не забывайте о таких методах воспитания как похвала, поощрение. Они
используются, только за действительные успехи детей. Такой подход обеспечивает
усиление положительных способов поведения и активирует их проявление.
Процесс
формирования у детей опрятности проходит пять этапов:
- Получение ребенком от взрослого знаний о том,
что такое опрятность, как должен выглядеть и поступать опрятный человек.
- Посредством чтения художественной литературы на
данную тему, развитие желания у дошкольников быть всегда чистоплотными и
аккуратными, то есть мотивация детей на приобретение качества опрятности.
- Формирование у ребят личного отношения к
заданному качеству.
- Развитие навыков и формирование привычки у
детей быть тщательно прибранными, соблюдающими во всем порядок.
- Практическая реализация, полученных знаний об
опрятности – в поступках и поведении.
Участие
родителей обязательно и незаменимо!
Уровни сформированности у детей опрятности.
Высокий уровень: Ребенок без напоминания и контроля
взрослых выполняет все необходимые гигиенические процедуры. Следит за своим
внешним видом, состоянием одежды, старается ее не испортить и не испачкать.
После игры убирает игрушки на место без напоминания, аккуратно заправляет за
собой постель, то есть поддерживает порядок в группе. Во время приема пищи
соблюдает все правила опрятной еды. Проявляет желание быть приятным окружающим,
качественно справляется с порученным ему заданием.
Средний уровень: Ребенок иногда нуждается в
напоминании о необходимости соблюдения личной гигиены, правил опрятной еды,
уборке игрушек. Следит за своим внешним видом. Не всегда выполняет порученную
работу качественно и старательно.
Низкий уровень: Ребенок, в отсутствии контроля и
напоминания взрослых, не соблюдает необходимые гигиенические процедуры, правила
опрятной еды. Не следит за состоянием одежды. Не стремиться поддерживать
порядок. Не проявляет желания быть приятным окружающим.